Разграничение Азово-Керченской акватории - закрепят? |
19.07.2012 07:53 |
Разграничение Азово-Керченской акватории - закрепят? В Ялте после двухлетнего перерыва состоялось заседание украинско-российской межгосударственной комиссии. По итогам заседания планируется подписать более десяти документов, главным из которых станет договор о разграничении Азово-Керченской акватории. Вопросы, связанные с поставками газа в Украину, останутся нерешенными; договоренность по ключевым проблемам пребывания Черноморского флота РФ в Украине также не будет достигнута, утверждают источники газеты "КоммерсантЪ". О проведении заседания украинско-российской межгосударственной комиссии, возглавляемой главами государств, стало известно еще в середине мая, вскоре после инаугурации новоизбранного российского президента Владимира Путина. Впрочем, сначала не было уверенности в том, что обещанная встреча состоится в заявленные сроки. Как известно, летом и осенью 2011 года Киев и Москва несколько раз согласовывали, а затем отменяли переговоры на высшем уровне - их проведению препятствовали нерешенные противоречия относительно условий поставок российского газа и его транзита по территории Украины. В нынешнем году заседание комиссии решили больше не откладывать, хотя договориться об изменении газового договора сторонам так и не удалось, отмечает источник "Ъ" в администрации президента Украины. Стороны остаются на прежних позициях - Москве выгодно сохранение действующих условий контракта, а Киев не готов предложить компенсаторы, которые обеспечивали бы сопоставимое увеличение доходов российской стороны. Формально переговоры продолжаются, но надежда на их успех в обозримом будущем невелика. "У нас все чаще звучит мысль, что стоит затянуть пояса и дождаться 2018 года, после чего подписать новый, реалистичный контракт",- пояснил высокопоставленный собеседник "Ъ", информированный о подробностях переговоров. "По всем прогнозам, нефти по $150 (докризисные цены 2008 года.-"Ъ") не предвидится, а значит, не будет и заоблачных цен на газ, так что экстренной необходимости менять договор любой ценой у Украины нет. Хотя мы по-прежнему настаиваем, что нынешняя стоимость - нерыночная",- добавил другой собеседник "Ъ". Несмотря на нерешенность главного вопроса, дипломаты настаивают, что заседание межгосударственной комиссии в Ялте будет продуктивным. "Планируется достаточно результативная встреча, подготовлен добрый десяток соглашений. С нашей стороны будут подниматься вопросы демаркации границы, пройдут переговоры о делимитации морской границы в Азовском море и Керченском проливе",- заявил вчера глава департамента информационной политики украинского МИДа Олег Волошин. По данным "Ъ", в действительности переговоры о разграничении Азово-Керченской акватории уже завершены. 12 июля после согласования президентами ряда ключевых положений договор должен быть подписан, что станет главным результатом встречи на высшем уровне. По информации "Ъ", государственная граница в Керченском проливе пройдет по линии, совпадающей с украинской переговорной позицией или близкой к ней. Так, на украинской территории останется остров Тузла и судоходный Керчь-Еникальский канал. В Азовском море, между тем, стороны пошли на компромисс - итоговая линия границы будет проведена между запросными позициями Украины и России. Договор разделит между государствами также нефтегазоносную площадь Палласа в Черном море, открыв тем самым возможность для совместной разведки и добычи углеводородов. Собеседники "Ъ" не раскрывают оговоренные соглашением условия прохода российских кораблей по украинской части Керченского пролива, поясняя, что их еще предстоит утвердить главам государств. "Насколько я понимаю, Украина согласится на совместное использование Керчь-Еникальского канала, что приведет к потере украинской стороной доходов от лоцманской и навигационной деятельности,- прокомментировал "Ъ" достигнутые договоренности заместитель гендиректора Центра им. Разумкова Валерий Чалый.- Поэтому, боюсь, договоренность по границе будет воспринята не очень позитивно". Еще одной проблемной сферой является урегулирование условий пребывания Черноморского флота Российской Федерации (ЧФ РФ) в Крыму. Киев и Москва ведут переговоры по комплексу соглашений этой тематики. Посол Украины в РФ Владимир Ельченко сообщил, что стороны завершили подготовку двух документов из данного пакета, один из которых регламентирует порядок передвижения военнослужащих и военной техники флота вне границ их дислокации, а второй - взаимодействие сторон при ликвидации стихийных бедствий. Между тем по ключевым соглашениям из черноморского пакета - об инвентаризации имущества воинских баз и о модернизации флота ЧФ РФ - стороны за минувшие два года фактически не приблизились к компромиссу. В тексте первого договора Россия, в частности, требует зафиксировать обязательство провести капитальный ремонт всех флотских сооружений без компенсации затрат; в случае же если российская сторона сама будет вкладывать средства в ремонт, объекты переходят из аренды в собственность Российской Федерации. Соглашение о замене устаревших российских кораблей на новые образцы наталкивается на сопротивление Киева, который не хочет терять главный козырь в диалоге с Москвой по вопросу флота. Ранее Владимир Ельченко в беседе с журналистами отмечал также, что готова к подписанию декларация о стратегическом партнерстве Украины и РФ. По словам Валерия Чалого, идея подписания такого документа обсуждалась еще в 1990-е годы, но утратила актуальность после заключения в 1997 году рамочного договора о дружбе и партнерстве. К идее подписания дополнительной декларации стороны вернулись более двух лет назад. "Особого значения для Украины этот документ иметь не будет",- полагает эксперт. К подписанию в Ялте подготовлен также ряд соглашений о секторальном сотрудничестве, в том числе в авиационной отрасли. "Похоже, проект Ан-70 наконец будет реализован",- отметил в беседе с "Ъ" глава подкомитета Верховной рады по вопросам сотрудничества со странами СНГ Алексей Логвиненко (внефракционный). Между тем народный депутат неудовлетворен выполнением прежних украинско-российских договоренностей в экономической сфере. "Мне до сих пор непонятно, когда же заработает завод по обогащению ядерного топлива, о строительстве которого много раз говорилось едва ли не как о свершившемся факте",- привел пример господин Логвиненко. Источник: trans-port Администрация транспортного портала ТранспортММ (ТММ), выражает надежду, на то, что вышеизложенная информация окажется для Вас полезной. От пользователей приветствуются конструктивная критика, замечания и предложения в адрес портала. Об обнаруженных ошибках и неточностях, Вы можете сообщить через меню КОНТАКТ. |